Владимир Архипов: «В свете перехода школ на эстонский язык обучения мы ищем способы оказать помощь нашим школам и учителям»

С приближением нового учебного года все больше обсуждается принятый парламентом закон, согласно которому с 1 сентября 2024 года все образовательные учреждения, включая детские сады, должны перейти на эстонский язык обучения. Владимир Васильевич, начнем с главного вопроса сегодняшнего интервью: какую помощь город Маарду может оказать тем педагогам, которые по причине несоответствия требуемым условиям через год могут остаться без работы?

Ситуация с переходом образовательных учреждений на эстонский язык обучения, прямо скажем, очень сложная. Многих специалистов не хватает уже сегодня. И не только в Маарду – поисками педагогов заняты самоуправления по всей стране, включая город Таллинн. Поэтому найти учителей, готовых приехать к нам работать, достаточно непросто. Однако наша основная задача – сделать все возможное для того, чтобы в маардуских образовательных учреждениях остались работать наши опытные педагоги.

Что в этом плане планирует предпринять город Маарду? Прежде всего, мы намерены организовать для наших учителей курсы эстонского языка, для чего ведем переговоры с соответствующими организациями. Сейчас у нас на рассмотрении есть несколько предложений от языковых школ, готовых приступить к проведению курсов в октябре 2023 года. Наша задача состоит в том, чтобы найти хорошую языковую школу, предоставить место для проведения курсов и пригласить учителей, которым необходимо подтянуть свои знания эстонского языка. Помимо вышеперечисленного, городу предстоит обеспечить оплату курсов. Половину расходов возьмет на себя Языковый департамент, который выразил свое принципиальное согласие на частичное финансирование курсов в городе Маарду.

Кто из специалистов может рассчитывать на прохождение курсов и насколько долговременным будет этот проект?

Курсы предназначены как для учителей школ, так и для учителей дошкольных учреждений нашего города. Участие будет бесплатным, но для прохождения курсов необходимо соответствовать ряду условий. Например, мы рассматриваем вариант обеспечения гарантий на предмет того, не уедет ли учитель из нашего города после того, как мы поможем ему с обучением. То есть бесплатное прохождение курсов будет связано с некоторыми ответными обязательствами.

Обучение предстоит продолжительное: нам сделали предложение на 250 часов, которые будут поделены на 125 встреч. Курсы будут проходить два раза в неделю по полтора часа.

Помимо языковых курсов, мы планируем своими силами организовать «Языковое кафе», которое поможет его участникам наработать практику разговорного эстонского языка. Программа «Языкового кафе» уже составлена. Она предусматривает не изучение грамматики, а именно разговорную практику. Этот проект мы откроем в октябре, он будет полезен для тех, кто уже владеет эстонским языком на уровне А2 или В1. Проводить «Языковое кафе» будут квалифицированные учителя, а также и работники нашей горуправы – носители языка, прекрасно владеющие эстонским языком. Поскольку для нарабатывания практики разговорного эстонского в городе Маарду соответствующей среды почти нет, то посредством «Языкового кафе» будем создавать ее искусственно. Разумеется, «Языковое кафе», как и курсы эстонского языка, будет бесплатным.

После принятого закона о переходе на эстонский язык обучения, проявляют ли учителя сами инициативу в освоении эстонского языка, чтобы соответствовать требованиям и в будущем продолжить работу?

Большинство учителей готовы продолжить учить язык. Поддерживают их в этом директора учреждений, которые всячески идут навстречу, оказывая помощь в поиске возможностей для изучения эстонского языка, в том числе и в оплате курсов через Кассу безработицы. В одной из маардуских школ для обучения учителей эстонский язык интегрировали в расписание, а в садах занятия проводятся в то время, пока дети спят. Конечно, есть и те, кто определенно приняли решение о своем уходе с работы, но таких, к счастью, меньшинство.

Выходит, в нашем городе не самая плохая ситуация.

Нельзя с этим не согласиться. Администрацию наших садов и школ стоит только похвалить за инициативу в решении этого вопроса. В данной сложной ситуации надо искать возможности, и совместными усилиями мы эти возможности находим.

Остается надеяться, что предложенные городом курсы, возможность разговорной практики и высокая мотивация учителей помогут свести проблему к минимуму. Однако через год, когда закон начнет вносить свои коррективы, достаточно ли будет работников в наших учреждениях? Придется ли прибегать к увольнениям?

С новым законом нас ждут очень большие сложности, потому что некем будет заменить тех учителей, которые могут уйти из наших учреждений. Надеемся, что нам позволят заключать временные трудовые договоры – кто-то ведь должен работать. Но закон говорит о том, что если у педагога нет соответствующей категории языка, то он не может рассчитывать даже на временный трудовой договор. Однако на временном договоре может работать человек без педагогического образования, главное, чтобы у него была языковая категория С1. Это значит, что уроки может проводить кто угодно, даже гимназист, но при наличии языковой категории.

В ожидании таких радикальных перемен люди находятся в стрессе, и когда они слышат об огромном штрафе за несоблюдение квалификационных требований, а высший порог штрафа составляет 9600 евро, то вполне понятно их решение уйти на досрочную пенсию.

Все же есть ли ответ на вопрос: как решать эту проблему?

Пока что решение проблемы возложено на плечи директоров образовательных учреждений и на самоуправление. Министерство образования говорит о том, что количество учебных мест в университетах увеличено, но, во-первых, пока студенты выучатся, пройдет много времени, а в школах уже сегодня не хватает специалистов. Во-вторых, как показывает практика, новоиспеченные учителя не желают выбирать школу своим местом работы, так как профессия учителя сегодня, к сожалению, недостаточно престижная.

На состоявшейся в городе Маарду конференции, посвященной переходу на эстоноязычное обучение, работники университета рассказали о том, что 400 дополнительных мест заполнили не новые студенты, а работающие педагоги, которые преподают без квалификационных требований и пришли переобучаться. Поэтому 400 новых специалистов ожидать, к сожалению, не стоит.

И снова сам собой напрашивается вопрос: не случится ли так, что через год маардуские школы и садики столкнутся с большим кадровым кризисом?

Это случается уже сейчас. И не только в Маарду. Если мы откроем объявления, которые публикуются при поиске работников, то можно ужаснуться, потому что есть учреждения, которые ищут буквально всех: начиная от учителя начальных классов, заканчивая учителями химии, физики и биологии.

К счастью, в маардуских школах ситуация более-менее нормальная, но средний возраст педагогов довольно высокий. И если многие из них начнут уходить на досрочную пенсию, мы будем терять высококлассных специалистов, которых будет некем заменить.

В садах ситуация более плачевная, потому что у нас уже сегодня часть педагогов не соответствует квалификационным требованиям. Как я уже сказал, проблема возникла не только в городе Маарду, это проблема всех русскоговорящих городов. Мы же, находясь рядом с богатыми самоуправлениями, в которых практикуется непосильная нам доплата к зарплате учителям, вообще поставлены в неравное положение. Помимо этого, специалистов привлекает новый закон о повышенном коэффициенте заработной платы в Ида-Вирумаа. Конкуренцию создают также и те самоуправления, которые могут компенсировать квартиры.   

Безусловно, мы изыскиваем ресурсы для привлечения специалистов в свой город. Так, у нас тоже есть возможность предоставлять учителям муниципальные квартиры, в том числе и в новом построенном социальном доме. Если учитель решит приехать работать в наш город, но вопрос стоит в жилье, то мы найдем возможность предоставления квартиры, как мы уже сделали в прошлом учебном году для специалистов Каллавереской средней школы и Маардуской основной школы.

Насколько глубоко сотрудничество в этом сложном вопросе с Министерством образования и науки?

Сотрудничество с министерством крайне необходимо. К сожалению, диалог с прежним министром у нас так и не состоялся. Теперь мы ждем к себе нового министра образования, которая должна была приехать в июне, но встреча по независящим от нас причинам была перенесена на август.

С министром мы хотим поговорить, прежде всего, о создании индивидуального графика перехода для каждого самоуправления. Сравнивая Маарду с другими городами, нельзя не отметить, что ситуации в школах и садах в каждом из самоуправлений совершенно разные. Если бы при переходе на эстоноязычное обучение каждый год прибавляли по одному классу и группе детского сада, то это дало бы нам возможность безболезненного перехода. Разумеется, мы не перешли бы к 2031 году, как должны по закону, но перешли бы чуть позже. В этом случае была бы снята огромная нагрузка с учителей и директоров, и мы могли бы постепенно реорганизовать работу образовательных учреждений.

Поясним читателям: в чем разница перехода между школами и садами?

С 1 сентября 2024 года во всех группах детских садов с русским языком обучения обучение будет происходить только на эстонском языке. Исключение составят ясельные группы, обучение в которых останется на родном языке. 

В школах с 1 сентября 2024 года первый и четвертый класс должны перейти на эстонский язык обучения и, соответственно, все учителя, которые преподают в этих классах, должны владеть эстонским языком на категорию С1.

Таким образом, детские сады в 2024 году переходят на эстонский язык обучения сразу, а школы – постепенно, в зависимости от класса.

Говоря о сложностях перехода на эстонский язык обучения, мы имеем в виду не только вполне очевидные опасения из-за потери специалистов, но и беспокойство родителей в отношении снижения качества образования. Чем можно было бы уменьшить тревогу родителей за своих детей?

Мы сделаем все возможное, чтобы не допустить неблагоприятного сценария событий и найдем способы помочь школам и учителям.

Важно, что останется методика языкового погружения, которая показала себя как работающая и весьма эффективная. Обучение по этой методике проводится в Маардуской гимназии. Каллавереская средняя школа тоже ее практикует. В этом учебном году методика будет введена и в Маардуской основной школе.

Мы будем искать возможности для поиска и привлечения в наш город учителей. Город постарается помочь тем, кто работает в наших школах и садах сейчас, чтобы уважаемые и хорошо зарекомендовавшие себя педагоги не лишились работы, а наши учреждения – квалифицированных кадров.

Большой плюс нововведений – закон пощадил логопедов и спецпедагогов. Для них сделано послабление – при работе с русскоязычными детьми для этих специалистов достаточным будет владение эстонским языком на категорию В2. Наши русскоязычные школы и детские сады этими специалистами укомплектованы, но если еще и они оказались бы в той же ситуации, что и остальные педагоги, то это было бы для нас, прямо скажем, катастрофичным.

Однако психологов это послабление не коснулось – все психологи, работающие в наших образовательных учреждениях, должны владеть эстонским языком на высшую категорию. Со своей стороны мы также окажем им поддержку, тем более что помощь психологов во время перехода на эстоноязычное обучение будет важна как никогда.

Если говорить о детях, то большой вопрос возникает в отношении перехода на эстонский язык обучения для учеников с особенностями развития, которых в нашем городе достаточно много. Нынешний закон говорит о том, что такие дети могут учиться на родном языке в случае, если образовательная консультативная команда даст разрешение, в котором указано, что ребенок не может обучаться на неродном языке. Оптимистично предполагаю, что консультативная команда вынесет взвешенное, положительное решение в отношении каждого ребенка, родитель или опекун которого обратится с ходатайством.

Действительность такова, что закон принят и переход школ и детских садов на эстонский язык обучения неизбежен. Основная его цель – предоставление живущим в Эстонии детям качественного образования на эстонском языке, чтобы в будущем у всех детей нашей страны были равные возможности как для продолжения образования, так и для адаптации на рынке труда.

Владимир Васильевич, благодарю Вас за исчерпывающие ответы по этой непростой теме. Предлагаю дополнить наше интервью не менее полезной информацией – в связи с приближением сентября уместным было бы напомнить родителям школьников о пособиях.

Да, действительно. Подготовка детей к школе – это затратное мероприятие, и во многих семьях она начинается заранее. Родители могут ходатайствовать о школьном пособии для первоклассника, которое составляет 150 евро, а для учеников со второго по шестой класс – 50 евро. Пособие будет выплачено всем по спискам, утвержденным школами и Министерством образования после 22 сентября. Разумеется, пособия предусмотрены только для тех, кто зарегистрирован в городе Маарду.

Родителям первоклассников напоминаю о возможности записать ребенка в группу продленного дня. Расходы по оплате частично компенсируются городом, родители оплачивают питание.

Также будет полезной информация для родителей дошкольников из малообеспеченных семей – город частично компенсирует оплату питания в детском саду.

В городе Маарду каждый год есть возможность использования путевок для детей из малообеспеченных семей в летние лагеря, которые также оплачивает город из своего бюджета. Более подробную информацию о путевках можно получить в социальном отделе горуправы, чтобы не упустить эту возможность летом будущего года.

Сегодня, в один из последних дней июля, хочу пожелать всем жителям нашего города, и особенно его подрастающему поколению, прекрасного окончания лета! Берегите себя, будьте здоровы и старайтесь находить радость в каждом дне!