Инна Росе: «Участие в проекте в качестве компаньона доставляет мне настоящую радость»

Инна Росе со своими домашними любимцами

Наше знакомство с Инной Росе состоялось в ее красивом доме, в самой живописной части города Маарду. Во дворе мне навстречу выбежала большая собака и, приветливо размахивая хвостом, с разрешения хозяйки впустила меня в дом.

Интервью с незнакомыми людьми всегда немного волнительны, однако волнение было напрасным, поскольку в это мартовское утро приветливым было все без исключения: и верный друг хозяйки, радостно встречающий гостей, и уютный дом, располагающий к долгой и приятной беседе, и, конечно, сама Инна Росе, добрая, улыбчивая жительница района Мууга, для полного счастья которой необходимо делать счастливее других.

Инна, уже при первых минутах общения с Вами можно предположить, что Ваша жизнь устроена самым благополучным образом. Поэтому вполне обоснованно возникает вопрос: как и почему в Вашей жизни появилась потребность в волонтерской деятельности?

Я уже пенсионер, мои дети давно выросли. За эти годы я многого добилась: и в большом спорте, и в бизнесе. Можно сказать, жизнь моя состоялась.

Профессиональным спортом я занималась с детства – более десяти лет состояла в сборной Союза, став трехкратной чемпионкой мира по стрельбе. Свою спортивную карьеру я закончила после участия в Олимпийских играх в Барселоне. Благодаря спорту я получила очень много государственных пособий, помощи от людей и всего, что с этим связано. Теперь же я пришла к осознанию того, что настало время отдавать, иными словами – делать что-то полезное для других. И случай представился.

Некоторое время назад я познакомилась с общиной Мууга, с Марион Бобоков, которая является региональным координатором проекта добровольцев-компаньонов. Марион предложила мне присоединиться к проекту, и я сразу же согласилась.

Общение с пожилыми людьми мне нравится с самого раннего детства. Я много времени проводила со своей бабушкой, которой было более девяноста лет. Помню, моя мама много работала, а я много и с удовольствием общалась с бабушкой: мне нравилось с ней гулять, что-то вместе делать, чем-то заниматься, слушать ее рассказы. Бабушка очень заботилась обо мне, и мы были с ней очень близки.

Опыта ухода или заботы о престарелом члене семьи у меня нет – к сожалению, моя мама умерла довольно в молодом возрасте. Однако я знакома с проблемами семей, в которых есть пожилые родственники, – мои подруги живут со своими мамами, возраст которых далеко за девяносто. Как известно, людям в таком почтенном возрасте всегда нужны помощь и поддержка. Что касается моих подруг, то они являются хорошими дочерьми и во всем помогают своим пожилым родителям, хотя это и непросто.

После предложения Марион присоединиться к программе помощи, для себя я решила, что могла бы помочь какой-либо семье, на попечении которой пожилая мама. Такая семья нашлась: молодая женщина, у которой есть дети, работа и пожилая мама с легкой степенью деменции, требующая ухода и внимания.

И Вы решили взять на себя ответственность помогать незнакомым людям, дополнив свою жизнь серьезной нагрузкой?

Безусловно, для меня это определенная обязанность и ответственность, но не нагрузка. Я бы сказала, что вместе с принятием ответственности взамен я получаю уверенность в том, что во мне нуждаются. То, что я делаю у себя дома (домашние хлопоты и обязанности по дому или саду) – все это я делаю для себя, но ведь хочется доставить радость кому-то еще. Участие в проекте в качестве компаньона доставляет мне настоящую радость и является для меня хорошим опытом.

Надо сказать, что для меня это не первый опыт участия в общественно полезном деле. Несколько лет подряд я собирала деньги для фонда помощи больным раком – стояла с ящиком для сбора пожертвований. Сейчас в этом фонде достаточно помощников, поэтому я решила, что надо двигаться дальше, попробовать применить себя еще в чем-то полезном. И тогда, с наступлением коронавирусной пандемии, я стала добровольцем в центре тревоги на телефонной линии – отвечала на множественные звонки обеспокоенных коронавирусной ситуацией людей, консультировала по вопросам вакцинации.

Психологи, занимающиеся возрастной психологией, считают, что с возрастом люди все более ценят приватность: не желают заводить новые знакомства, не хотят общаться со своими давними знакомыми, даже отдаляются от родственников. В Вашем же случае все как раз наоборот – есть потребность в живом общении, в новых знакомствах, в приобретении нового опыта и в желании быть полезной.  

Если говорить о моей деятельности в качестве компаньона, здесь дело не только в общении, но в потребности предложить радость – это основное. Я вижу, что делаю что-то хорошее для человека и это, в свою очередь, доставляет радость мне.

Конечно, у каждого из компаньонов своя индивидуальная история и свои причины стать компаньонами для пожилых людей или людей с особенностями здоровья. Например, некоторые добровольцы-компаньоны сами являются одинокими людьми. У них есть работа, а после работы – много свободного времени. Возникает потребность с кем-то погулять, пообщаться, и, по всей видимости, одиночество является основной причиной того, почему они решили стать компаньонами.

Моя же история иная. У меня есть семья (муж и взрослые дети), есть друзья и свой круг знакомств и интересов, но в то же время имеется потребность кому-то помогать. Причем, если бы возникла необходимость помогать кому-то из подруг, я с радостью сделала бы это.

Как часто Вы встречаетесь с этой семьей и каким образом построено общение?

Частота встреч зависит от моих возможностей. Примерно один раз в неделю. Если бы женщина, которую я навещаю, жила в Мууга, возможно, эти встречи происходили бы чаще, но она живет в Виймси, и дорога туда-обратно занимает время.

На встречу я всегда прихожу в хорошем настроении. Мы гуляем и общаемся. В силу определенных причин наши встречи ограничиваются лишь прогулками и общением, но если бы ее здоровье позволяло, то мы могли бы вместе ходить на концерты, в кино, в театр или на выставки. Другие компаньоны ходят, например, в кафе. Представьте себе – человек в преклонном возрасте, самостоятельно на далекие расстояния передвигаться он не может, но хотел бы пойти в кафе. И здесь помощь компаньона незаменима – человек получает удовольствие и от похода в кафе, и от интересного общения с компаньоном.

Деятельность компаньонов разнообразна: прогулки, общение, рукоделие, рисование, театр, кино и т.д. Кто-то выбирает для себя помощь одинокому пожилому человеку, живущему по соседству, кто-то – своему знакомому, образ жизни которого изменился из-за болезни, кто-то оказывает помощь пожилым людям, находящимся в домах попечения. На самом деле, людей, которые ожидают живого общения, очень много.

Инна, почему Вы выбрали именно эту семью? Или это был выбор вашего координатора?

Это было предложение регионального координатора, который работает одновременно в нескольких муниципалитетах. Моя подопечная живет в соседнем самоуправлении Виймси, где ее порекомендовал координатору назначенный самоуправлением сотрудник. В сотрудничестве с каждым муниципалитетом-партнером Марион координирует поиск нуждающихся и добровольцев-компаньонов и объединяет людей, которые живут недалеко друг от друга. Например, в Виймси в сеть сотрудничества включены также центры семейных врачей, где информация о проекте добровольцев-компаньонов также предоставляется семьям, которые могут воспользоваться этой поддержкой.

Когда дочь пожилой дамы поняла, что она и ее мать получат большую помощь от сообщества компаньонов, тогда она обратилась за помощью к координатору.

Как это было в первый раз? Вы пришли и сказали: «Здравствуйте, я волонтер-компаньон. Чем я могу быть вам полезной?»

Не совсем так. Знакомство состоялось через ее дочь, которая меня и представила своей пожилой маме. Момент знакомства – тема весьма чувствительная. Свое общение предложила я, убедив пожилую даму в том, что прогулки и общение нужны именно мне, а не ей – своего рода просьба составить мне компанию. Конечно, это было не так уж и просто, но я оцениваю свой случай, а у других компаньонов все может складываться иначе, ведь каждый случай индивидуален. Благодаря благополучно состоявшемуся знакомству у дочери пожилой дамы появилась возможность раз в неделю «получить выходной» и даже съездить с детьми в отпуск – до этого подобной возможности не было три года.

Хотя и не сразу, но у Вашей подопечной доверие по отношению к Вам сложилось?

Да, конечно. Непростой этап знакомства остался далеко позади. В наших приватных встречах она делится со мной своими мыслями, воспоминаниями, доверяет мне свои личные истории, которые остаются между нами. Кроме того, теперь она называет меня своей подругой.

Скажите, какие Ваши ощущения после встреч? Не возникает ли усталости, эмоционального утомления?

Безусловно, общение с не вполне здоровым человеком требует определенного напряжения, но если все организовано правильно, если я запланировала встречу, эмоционально к ней готова и отправляюсь на нее с радостью, то усталости не возникает. Понимаете, это не работа, на которую я должна пойти в любом состоянии. Если я чувствую, что сегодня или завтра пойти не смогу, я просто сообщу об этом и перенесу встречу на более удобное время. И тогда приду в подходящее для меня время и в самом хорошем расположении духа.

Кроме того, есть ведь еще и общение по телефону. Тема телефонных бесед не ограничивается обсуждением одной лишь погоды или перечня дел, которые были сегодня или вчера сделаны. Это своего рода развивающие беседы, когда предлагается что-то вспомнить, например, о детстве. Это важно, ведь даже общение по телефону помогает человеку не чувствовать себя одиноким.

Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать доброволец-компаньон?

Прежде всего, он должен быть толерантным и способным любить людей. Если человек не обнаруживает в себе эти качества, ему будет сложно найти общий язык с другим человеком.

Какое определение можно дать этой деятельности? Можно ли назвать работой?

Я бы не назвала это работой. Скорее, это обязанность перед обществом, но не работа, поскольку компаньон получает от этого общения столько же, сколько и отдает. Точно так же, как с дарением подарка: даритель испытывает такую же радость, что и человек, получивший подарок. Так что я назвала бы деятельность компаньона не работой, а проявлением доброты.

Что можете посоветовать тем, кто планирует стать добровольцем?

В сообществе Мууга есть целая команда участников во главе с координатором, желающих внести свой вклад в помощь. Если кто-то задумывается об этой теме, обращайтесь к нам обязательно. Чтобы приобрести необходимые для работы навыки, например, чтобы избежать эмоционального выгорания, проект предлагает ряд очень хороших и нужных тренингов по коммуникации, психическому здоровью и другим темам.

Взвесьте свои возможности и приходите к нам. Могу сказать, что в качестве компаньона каждый человек чувствует себя нужным и ценным.

Стоит учесть также и то, что людей, нуждающихся в помощи (живущие в одиночестве пожилые люди или люди с особыми потребностями), очень много. В то же время найти таких людей очень сложно, потому что они не просят о помощи. Однако в любом возрасте людям нужны поддержка и внимание. Поэтому, пожалуйста, замечайте вокруг себя таких людей. Постарайтесь им чем-нибудь помочь, сообщите о них в социальный отдел городской управы или команде добровольцев-компаньонов сообщества Мууга.  

Инна, благодарю Вас за интервью, за гостеприимство и от всего сердца желаю Вам радости в Вашем добром, бескорыстном деле!