Автобус, на котором детей из Каллавере возили в детский сада Ягала
Дорогие жители города Маарду.
Хочу поделиться с вами своими воспоминаниями о нашем городе, в котором прошло мое детство. Постараюсь рассказать о том, каким мне запомнился тогдашний Маарду-Каллавере, о своих детских и юношеских впечатлениях, оставшихся в моей памяти на всю жизнь.
В 1947 году, когда мне было два года, моя мама приехала по приглашению на работу в Эстонскую ССР: сначала в городской поселок Лавассааре, а примерно через год – в Маарду, на Маардуский химзавод, который был известен как крупное предприятие химической промышленности Эстонской ССР.
Конечно, на отдельное жилье рассчитывать не приходилось, поэтому нашим местом жительства стала комната в бараке. Каждый, кто сегодня живет в городе Маарду, знает, где находится рыбный магазин в старой части Маарду, – вот на этом самом месте и был когда-то барак, ставший главным источником моих ранних детских воспоминаний. Барак представлял собой деревянное здание с длинным коридором, по бокам которого были расположены комнаты. Воду приносили в ведрах из колодца, а туалет внутри такого строения не был предусмотрен, он находился на улице. Помимо двора, местом для игр была маленькая речушка, которая протекала как раз недалеко от барака. Она есть и сейчас. Вместе с соседскими детьми я не раз плескалась в ней.
Рядом с тем бараком, в котором жила наша семья, были еще и другие такие же жилые строения. Если встать лицом по направлению к Таллинну, то по левую сторону стояли бараки и баня, в которую мы ходили мыться, а по правую – двухэтажные финские домики, в одном из которых жила моя крестная. Конечно, были и другие здания, например, клуб, в который меня водили смотреть кино (на месте клуба позднее было выстроено административное здание заводоуправления). Был и продовольственный магазин, в просторечье именуемый «сельпо». Он находился в одном из бараков и предлагал своим покупателям все самое необходимое, включая одежду, продукты и бытовые товары.
На первом этаже здания по адресу Фосфорийди, 8 были организованы ясли – туда мама носила мою сестру, а нас, детей постарше, по понедельникам возили на автобусе в круглосуточный детский сад в деревню Ягала. Автобус был большим (так мне казалось в детстве), с длинной носовой частью, на которой по бокам размещались антенны. Оснащен он был деревянными сиденьями. Зимой в нем было очень холодно, а если дороги были сильно заметены снегом, то водитель довозил нас до поворота на Ягала, а там нас встречали взрослые в военной форме на лошадях с санями. Они усаживали нас в сани, укутывали тулупами и отвозили в детский сад. Вот так мы добирались до детского сада, в котором жили целую неделю, вплоть до субботы.
В 1952 году я пошла в школу. Здание, в котором была наша школа, и сейчас стоит на том же месте. Возможно, кто-то из старожилов помнит, что позднее в здании школы была открыта художественная мастерская.
Годом позднее, в 1953 году, наша семья переехала в Каллавере, где нам дали комнату в трехкомнатной квартире по адресу Ноорте, 3. В нашей квартире, которая находилась на первом этаже дома, кроме нас жила соседка и еще в одной из комнат находился продуктовый магазин, торговля в котором велась из окна – продавали продуты первой необходимости. Случалось, что зарплату на предприятии задерживали, и продавец отпускала продукты в долг, под запись. С соседями мы жили очень бедно, но дружно, во всем помогая друг другу. Центрального отопления в то время не было, здание отапливалось дровами. Благо, что дров было много, ведь кругом был лес. В прихожей стояли печки, а в кухне – плиты, на которых готовили еду.
Когда в 1953 году наша семья переехала в Каллавере, там было всего четыре двухэтажных дома, включая тот, в котором нам дали комнату, а пятый дом только начали строить. Затем неподалеку построили продуктовый магазин, чему мы были очень рады. Поселок понемногу разрастался. Рядом с Лангу, 2 построили котельную и в дома провели отопление. Когда же случались перебои с водой, нам приходилось ходить за ней на хутор, который стоял на месте сегодняшней музыкальной школы. Первый медпункт был организован в одной из квартир дома, расположенного на пересечении улиц Карьяэри и Кютте.
В школу мы ходили пешком. Дорог не было. Особенно было трудно зимой. Утром рабочие протаптывали узкую тропинку – по ней мы и шли в школу, а когда случалась вьюга, шли наугад по бездорожью, по пояс в снегу. Вечером, прежде чем отправиться по домам, мы ждали друг друга в фойе школы, чтобы пойти домой вместе. Когда нас, школьников, стало больше, химзавод выделил машину и добираться от дома до школы и обратно стало намного легче.
Так было вплоть до 1956 года, пока в Каллавере, на улице Ноорте, не построили школу. Новой трехэтажной школе, которая была построена почти рядом с домом, мы очень обрадовались. Школа была большая, просторная, светлая. Учились все вместе: и эстонские, и русские дети. После окончания седьмого класса я поступила на учебу в Таллинн, чтобы приобрести профессию. Днем я ходила в училище, а вечером – в школу рабочей молодежи. По завершении учебы в училище я получила специальность портного женской верхней одежды, а моим первым рабочим местом стало ателье «Лембиту» на улице Виру.
Жить я продолжала в Каллавере, который разрастался на глазах. На улице Карьяэри построили клуб (нынешний «Рахвамая»), в который молодежь ходила на танцы. Также построили большой по тем меркам магазин (сейчас на этом месте магазин Rimi). Спустя годы, когда мой сын пошел в школу, я оставила работу в Таллинне, чтобы перейти на работу Каллавереское ателье.
В этом году мне исполнилось 77 лет, как я живу в Маарду, или, вернее сказать, – в Каллавере. Мне более дорого название Каллавере, потому что во времена моего детства Каллавере был рабочим поселком, а Маарду считался территорией химзавода. Воспоминаний за эти годы накопилось много, но обо всем в письме не расскажешь. За эти годы Маарду очень сильно изменился, и таким, каким помню его я, он останется только в памяти маардуских старожилов. Поэтому мне очень хотелось бы, чтобы после прочтения моего письма откликнулся кто-то из моих ровесников, давних жителей города, и рассказал о своих воспоминаниях.
Всем желаю добра и здоровья!
Житель города Маарду Валентина Жвачева

В 1953 году семья Валентины переехала в Каллавере. На фото – крайний справа дом

Новый магазин, который был построен в середине пятидесятых

Школа, построенная в Каллавере в 1956 году
Все фотографии, использованные в данном материале, взяты из книги «Маарду» 2013 года издания